БЛОГYOUTUBE

Бушкрафт Форум bushcraftru.com

бушкрафт техники автономного существования в дикой природе
Текущее время: Пн сен 25, 2017 7:10 pm

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 85 ]  На страницу Пред.  1 ... 5, 6, 7, 8, 9
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: чай и "чай" :)
Непрочитанное сообщениеДобавлено: Чт апр 06, 2017 12:04 pm 
Не в сети
96
96
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 20, 2013 10:31 am
Сообщения: 144
Чай из иван-чая (по-якутски «кучу») — Иннокентий ТАРБАХОВ, главный технолог ресторана «Тыгын Дархан», знаток якутской кухни: Якутский способ заготовки отличается, к примеру, от известного копорского чая, где непременно необходимо ферментировать и долго сушить траву. Это, пожалуй, основное преимущество, поэтому заготовкой трав может при желании заниматься каждый. Сбор производится не летом, а осенью, после первых заморозков, в конце сентября — начале октября, когда трава уже высушена естественным путем на ветру. Собираются только листья, слегка разминаются руками — и заготовка чая готова. К иван-чаю можно добавить листья других растений. Я добавляю все то, что растет на даче: листья малины, шиповника, земляники, ромашки и мяты. http://smartnews.ru/regions/yakutsk/11794.html
Вайнштейн С.И. в книге "Тувинцы-тоджинцы". М., 1961" пишет, многие оленеводы употребляли дикий чай-болотник (черлик ша й) Geranium sylvaticum, растущий преимущественно в сырых местах.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: чай и "чай" :)
Непрочитанное сообщениеДобавлено: Сб июл 22, 2017 1:55 pm 
Не в сети
96
96
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 20, 2013 10:31 am
Сообщения: 144
Из книги «Напитки из дикорастущих плодов и ягод». Кощеев А.А
Чай с клюквой.
Столовую ложку клюквы положить в стакан, ягоды размять ложкой, засыпать сахаром и залить кипятком или чаем. Такой чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, тонизирует деятельность организма, повышает работоспособность.
Чай с облепихой.
Листья подсушивают в проветриваемом помещении, перемешивают с листьями смородины, вишни и
зверобоя в равных количествах и используют для заварки как чай. Иногда в состав чая вводят листья земляники, рябины, ивы.
Чай из княженики.
Равные части сушеных листьев княженики и иван-чая перемешивают и используют для заварки.
Чай из земляники.
100 г сухих ягод земляники, 100 г сухого листа земляники , 100 г сухих лепестков шиповника.
Заваривать 5 мин.
Чай из листьев морошки и земляники.
Листья морошки и земляники взять в равных частях, просушить в тени в хорошо проветриваемом
помещении и использовать для заварки, как обычные чаи. Вместо сахара чай можно пить с медом.
Чай из ягод костяники.
Ягоды костяники сушат вместе с плодоножками и используют для заварки как обычный чай и для приготовления холодных напитков с медом и сахаром.
Чай с шиповником.
300 мл кипятка, шиповник, 2-3 ч. л. заварки. В заварочный чайник положить 8-10 целых плодов шиповника, насыпать заварку и залить кипятком. Дать хорошо настояться.
Терский « Травник»
полынь – 0,5 г, тысячелистник – 0,5 г, мята – 3 г, донник – 2 г, иссоп – 0,5 г, душица – 1 г, зверобой – 2 г, мелисса – 2 г, чабрец – 3 г. Сложить в заварник, залить кипятком (0,3-0,5 литра), настаивать 15 минут. Чай имеет приятный вкус и аромат казачьих степей, а собирать целебные травы лучше всего на восходе или на закате солнца, когда спадет роса и угаснет жара. (Следует с осторожностью применять травы, входящие в состав чая, поскольку помимо оздоравливающих свойств, они имеют противопоказания).
Источник: http://kazachestvokavkaza.com/news/iz_t ... 7-07-06-69


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: чай и "чай" :)
Непрочитанное сообщениеДобавлено: Пн авг 14, 2017 2:45 pm 
Не в сети
96
96
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 20, 2013 10:31 am
Сообщения: 144
Забайкальские казаки, когда не имели, возможности пить чай заменяли этот напиток «шультой», «чагой», листьями «белосвитки» и яблони.
(Логиновский К. Д. О быте казаков Вост. Заб. // Живая старина. – 1902. – Вып. 2).
Забайкальские старожилы в трудные годы пили своедéльский чáй, морковный, земляничный, из шиповника или чаги. Старожилы вспоминают: «Чай раньше своедельский пили, землянишный. Вот его притолчишь, в русску печку поставишь, обольёшь водой. Он там зажарится докрасна. Потом в ступке его измельчут и провеют. Шульта вот эта, чага. Её наколупают и наварят. Потом по тарелкам разольют и в печку русску».
(Забайкалье устами первопроходцев и старожилов: научно - популярное издание / Т. Ю. Игнатович, Ю. В. Биктимирова; Забайкал. гос. ун-т.– Чита…: Изд-во …, 2016. – 244 с. с илл.)
Напиток из шиповника или даурской розы. Собрать лепестки, что достаточно утомительно, и просто сварить или настоять, сахар по вкусу. Источник:http://albert-motsar.livejournal.com/?skip=20&tag=%D0%97%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B5%20%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: чай и "чай" :)
Непрочитанное сообщениеДобавлено: Пн авг 14, 2017 3:14 pm 
Не в сети
96
96
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 20, 2013 10:31 am
Сообщения: 144
Гурулев С.А.: «Чай по-сибирски»
У хозяйки, Ксении, чуть моложе своего мужа, был готов уже самовар. А когда я достал из кармана фляжку со спиртом, она быстро сварила в самоваре, предварительно помыв, яйца, на столе появилась зелень, огурцы. За разговором время пролетело незаметно, и хозяйка спрашивает меня:
— Будете ли цай пить? Вам с молоцьком, или, вот, с сахарком или с конфетками?
— Конечно, с молоком.
И я смотрел, как быстрые руки хозяйки разлили по трем чашкам молоко, затем подставили их под кран самовара, наполнив кипятком, и только после этого была добавлена заварка из чайника-заварника.
— Ксения! А где вы научились именно так готовить чай — сначала молоко?
— Да мы всю жизнь так пьем, — вмешался хозяин. — Меня обуцила мама, а маму — бабушка!
— А если наоборот, сначала кипяток, а потом заварку?
— Этак цай вкуснее, а после кипятка — молоко, то и вкуса никакого, — отвечала хозяйка.
Так я впервые встретился с необычным приготовлением чая с молоком, чая по-сибирски. Именно так готовят чай русские не только на Верхней Ангаре, но и в других районах Прибайкалья. Но такой способ приготовления был во многих местах забыт, и чай с молоком пьют обычно, добавляя молоко последним. Чтобы почувствовать различие в способах приготовления чая с молоком, надо, конечно, испробовать, ведь это так просто сделать. Чай, приготовленный по старинному способу, лично свидетельствую, ароматнее, душистее. Более того, в нем по-особому на вкус ощущается молоко. Даже обыкновенное молоко из магазина напоминает в напитке чуть ли не сливки.
Спрашивается, какая разница — лить молоко (или сливки) до или после кипятка. Оказывается, существенная. Объяснить можно простой аналогией. Серная кислота растворяется в воде довольно хорошо. Однако можно вливать только кислоту в воду, если наоборот, то произойдет сильный разогрев и выброс, взрыв. Вкусовые качества молока, передающиеся напитку, повышаются, вероятно, под влиянием двух причин: теплового воздействия кипятка и механического перемешивания. Молоко — это, как известно, вода (87.0%) и сухой остаток, в который входят жир (3.9%), казеин (2.7%), альбумин и глобулин (0.6%), лактоза (4.7%), минеральные вещества (0.7%). Жир находится в молоке в виде шариков, заключенных в тончайшую оболочку из фосфолипидов и минеральных веществ. Струя крутого кипятка, вероятно, обеспечивает более полное отделение жировых шариков от прочей смеси и разрушает их оболочки. Поэтому на вкус ощущение жирности молока в чае повышается, хотя общее количество жира, конечно, не меняется. Видимо, по той же причине гораздо вкуснее чай с кипяченым или так называемым топленым молоком. Тепловое воздействие на вкусовые качества молока в чае известно многим восточным народам. Вот как, например, готовят зеленый чай — ногоон сай — буряты и монголы. На 3 л воды кладут 200-300 г измельченного плиточного зеленого чая, и некоторое время кипятят, постоянно помешивая. Так устраняют горьковатый привкус, свойственный зеленому чаю. Затем вливают 1.5-2 л сливок или молока и вновь кипятят, потом солят по вкусу и добавляют топленое масло. В 1772 г быт бурят изучал И.Г.Георги. В своем труде «Описание всех обитающих в Российском государстве народов» он указывает, что буряты пьют кирпичный чай и что вместо него могут заваривать листья багульника, шиповника, брусники, бадана (чагирский чай), «балгу, пятимышника каменного и кустоватого, каменного зверобоя, а иногда и из кореньев сердечной травы и черноголовнику». Он также пишет: «То, или другое, варят они в открытых, водою налитых, горшках, и к тому прибавляют молока, масла и несколько минеральной соли, которой в солончаках Даурских Братских степей великое множество, а иногда мешают муку, от чего чай густ бывает, и не только утоляет жажду, но и питает. Почему многие, во все лето, большею частию, одним чаем, без всякой другой пищи, довольствуются».
Близким к бурятскому способом готовят чай и «родственники» бурят и монголов — калмыки. Кроме молока и масла, они добавляют в напиток перец, о чем мы узнаем из стихов калмыцкой поэтессы Боси Сангаджиевой (перевод С. Липкина): Какой калмык в какое из столетий
Придумал то, что я воспеть хочу?
Я каждый день, вставая на рассвете,
Напиток золотистый кипячу.
Да не простой, а золотой!
Он с перцем,
И с маслом, и со свежим молоком,
Мы счастливы всем существом, всем сердцем,
Когда привольно чай калмыцкий пьем.
Важное значение имеет также перемешивание чая после добавления молока или сливок. Кстати, у забайкальских русских издавна известен «сливанчик», появившийся, несомненно, под влиянием местной кухни. Измельченный в ступке зеленый чай насыпают в байдару (большой глиняный горшок емкостью до 6-8 л), заливают кипятком и добавляют молоко или сливки. Затем — это основная процедура, давшая имя напитку, — чай долго и терпеливо сливают ковшом так, чтобы длинные и тонкие струи входили в уже слитый чай как иглы. Потом опять-таки солят по вкусу и по желанию добавляют сливочное или топленое масло.
Важно и то, когда пить чай. Большинство народов его пьет после еды или вместо еды (замоскворецкое чаепитие, английское «файф-о-клок», забайкальская русская паужна). Однако у бурят и монголов бытует иной порядок: уважаемого гостя сначала поят зеленым чаем, к которому подается хлеб или печенье, молочные изделия, в том числе обязательно масло. За чаем ведется неторопливая беседа. И только после этого гостя угощают мясными блюдами, которые часто запивают или тарасуном — некрепкой молочной водкой, или архи — молочной водкой, или кумысом — напитком из кислого кобыльего молока. Чай перед едой, очевидно, способствует пищеварению, особенно, видимо, в случае принятия обильной мясной пищи. Так же, как стакан отварной воды или бокал сока, которые обязательно подаются перед закуской и первым блюдом во многих западных странах. Но ведь чай-то, ароматный, горячий, сдобренный молоком и маслом, несомненно лучше. К публикации о чае по-сибирски в свое время редакция журнала «Химия и жизнь» [примерно в 1975 году — Д. Ш.] сделала любопытное примечание: «Знающие люди говорят, что 3-4 года тому назад в Англии был всенародный диспут о том, как пить чай с молоком молоко лить в чай или чай в молоко? Может быть, англичанам и не пришлось бы ломать копья, знай они лучше чайные церемонии других народов...» Следует отметить еще одну особенность, из-за которой сибирские народы с неподдельным уважением и восхищением относятся к чаю. Оно заключается в жестком климате страны. И чай, конечно, способствует снятию всех неприятных воздействий климата на человека. Именно об этом образно сказал поэт-манси Юван Шесталов в стихотворении «Чай» (перевод Н. Грудининой):
Золотой огонь, трещи,
Сердце нам разгорячи!
Мы, белее мерзлой рыбы,
Без тебя пропасть могли бы!
Выручай, выручай,
Кипяти всесильный чай!
С первой каплей – только тронь! –
Будем жечься, как огонь;
Со второй-то мы небось
Станем быстрыми, как лось;
С третьей капли – чудеса! –
Полетим через леса;
Мы с четвертой капли будем
Танцевать на радость людям;
С пятой капли ночью зимней
Целоваться захотим мы,
А с шестой – вспыхнет кровь,
Запоет в груди любовь!
А с седьмой горячей капли
Будем вечно жить, не так ли?
Эй, трещи, огонь, трещи,
Сердце нам разгорячи!
Выручай, выручай,
Кипяти всесильный чай!»
Вот так вот. Станем быстрыми, как лось ;)
Источник: http://gurulev.ru/litra_gsa_2


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: чай и "чай" :)
Непрочитанное сообщениеДобавлено: Пн авг 14, 2017 7:25 pm 
Не в сети
96
96
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс янв 20, 2013 10:31 am
Сообщения: 144
Благородные охотничьи напитки.
Охотничий чай.
Черный чай. Так уж исторически сложилось, что наиболее популярным в России стал черный чай. Именно его чаще всего берут с собой на охоту и рыбалку. Какие же сорта черного чая предпочтительнее? Прежде всего, следует избегать чая с ярко выраженными отдушками — цветов бергамота, жасмина, ягодно-фруктовых. Лучше отдавать предпочтение классическим сортам черного чая. Не следует соблазняться яркой этикеткой и брать в припасы дешевые сорта чая, иначе при заварке получится не чай, а мутная бурда. Никогда не берите в отъезжее поле чай в пакетиках. Быстрота и удобство приготовления такого чая — сплошной обман: в пакетики насыпают чайную крошку, то есть всякую труху, попавшую в отходы.
У походного костра следует отдавать предпочтение гранулированному черному чаю, обладающему настоящим вкусом и ароматом. Такой чай хорошо и быстро заваривается в котелке. Удобен в походных условиях прессованный (плиточный) черный чай, только он редко бывает хорошего качества. И конечно, всегда хорош «кудрявый» (байховый) чай высокого разбора. Если есть возможность, то к «кудрявому» чаю следует добавить немного (примерно 1:10) китайского чая сорта «лапсанг», который при заваривании явственно припахивает дымом. У такой чайной смеси будет особый охотничий вкус — с дымком.
Очень многое в приготовлении вкусного чая зависит от воды. Следует избегать «жесткой» воды, насыщенной минеральными солями. Чай, заваренный в такой воде, отдает «железным» привкусом. Лучшей водой для чая является мягкая вода, сбегающая со снежных гор. Если есть возможность, следует специально сходить и набрать воды из родника, такой чай будет особенно хорош. Родниковую воду нужно только довести до кипения (до «белого ключа») и сразу снять с огня. В российских реках вода обычно мягкая, но для уничтожения вредных микробов ее надо как следует прокипятить и снять образовавшуюся пену. Если используют водопроводную воду, то перед кипячением ее нужно отстаивать в широкой посуде без крышки, хотя бы один час, чтобы выветрился хлор.
В отъезжее поле никогда не берут специальный чайник для заварки; настоящий охотничий чай готовят прямо в котелке. Засыпав сухой чай в вскипевшую воду, по охотничьей традиции, его следует немедленно размешать березовой головешкой, взятой прямо из горящего костра. Держать головешку в чае нужно до тех пор, пока она не перестанет шипеть. Этому есть научное объяснение: уголь как адсорбент хорошо очищает воду, особенно, если вода не родниковая. После такого священнодействия с дымящейся головешкой котел с чаем надо накрыть крышкой и поставить на несколько минут в теплое место у костра настаиваться, следя чтобы чай ни в коем случае не кипел.
Теперь о главном: сколько чайной заварки следует засыпать в котелок, чтобы получился хороший охотничий чай? Среди прочих предрассудков в России прочно укоренился миф о вредности крепкого чая. Корни этого мифа берут начало в XIX веке, когда чай, как модный напиток, стал популярен не только среди знати, но и по всей России. Дело в том, что привозной из Китая чай был очень дорог. Царское правительство обложило ввоз чая огромными таможенными пошлинами, плюс громадные транспортные издержки. Ведь в России тогда еще не было железных дорог. Таким образом, цена чая в России была во много раз выше, чем, например, в Великобритании, куда поступал более дешевый, но весьма качественный колониальный индийский и цейлонский чай. При такой дороговизне чай был не по карману большинству населения России. Именно так возникла традиция давать «на чай» лакеям и официантам, потому что водка тогда была дешевле чая. Среди людей мещанского сословия, всегда подражавших вкусам более зажиточных слоев — дворянству и купечеству, пошел обычай угощать гостей и пить самим совсем жиденький чай. Про такой чай говорили: «сквозь него Кронштадт из Питера виден». Истинная причина слабой заварки (дороговизна чая) скрывалась распространением «аргументированных научных» мнений о вредности крепкого чая. Кстати, только в России принято пить чай «чайной парой», когда в трактире подавали маленький чайничек с заваркой и большой чайник с простым кипятком. Точно так же и дома крепкую заварку разбавляли в чашках кипятком из стоящего на столе самовара, под постоянные причитания хозяйки о вредности крепкого чая. Этот предрассудок укрепился в советское время, когда любителей крепкого чая стали считать «чифирщиками», то есть людьми, пристрастившимися к чаю как к наркотику. Чифирь — это сверхкрепкий черный чай, приготовленный длительным кипячением. В результате из чая выделяются алкалоиды, которые вызывают наркотическое воздействие на нервную систему. Чифирь в местах заключения стал широкораспространенным заменителем труднодоступной водки. Поэтому при приготовлении черного чая его не следует кипятить, а только заваривать в кипятке и настаивать, более не подвергая интенсивному нагреву.
Таким образом, понятие «крепкий чай» больше зависит от национальных традиций, чем от целесообразности. Например, в Индии кладут 50—75 г чая (пачку) на литр воды. Английская традиция требует заварки вдвое меньшей. В западноевропейских странах употребляют чай еще более слабый, зато там пьют много крепкого кофе. В советском общепите норма заварки чая была единая по всему СССР — чайная ложка с верхом (чаще клали без верха) на литр воды. Без мифа о вредности крепкого чая такую жидкость под гордым названием «чай» вряд ли бы кто стал пить. Так что охотники и рыболовы сами должны решать при заварке чая, какой традиции они будут придерживаться — индийской, английской, европейской или советской.
Ну, что ж, чай готов. Для кого он оказался непривычно крепким, можно посоветовать положить побольше сахара или добавить молока. По английской традиции чай льют в молоко, а не молоко в чай. Англичане чай льют в молоко осторожно, чтобы отдельные чаинки не попадали в чашку. Мы не англичане, и можно просто добавить в крепкий чай немного сгущенки и размешать ее. Теперь пора усаживаться поближе к костру с кружками, наполненными ароматным чаем, начинать рассказывать и слушать охотничьи и рыбацкие байки, поплевывая в костер попавшими в рот чаинками.
Зеленый чай. Кстати, «чифирным» свойством обладает лишь черный чай. Зеленый чай можно безбоязненно кипятить, он не образует при кипячении вредных веществ. Зеленый чай особенно уважаем в Средней Азии и арабских странах, а также в Китае и Японии. Так уж разделился мир в потреблении и приготовлении чая: в христианских странах больше уважают черный чай, там его заваривают кипятком и настаивают без последующего нагревания.
В мусульманских странах отдают предпочтение зеленому чаю. Там сухой зеленый чай заливают холодной водой, доводят до кипения и продолжают кипятить 5—10 минут. После чего настаивают еще 5—10 минут.
Монголы, буряты, якуты, тувинцы, калмыки уважают плиточный зеленый чай. Из прессованных «кирпичей» готовится своеобразное кушанье — калмыкский чай. При приготовлении зеленого чая калмыцким способом его варят с молоком, щедро добавляя туда масло, соль и перец. В котел налить три литра холодной воды и загрузить 200—300 г плиточного зеленого чая. Довести до кипения и держать на малом огне около 10—15 минут, снимая с поверхности пену. Добавить в заварку 2—3 литра молока (коровьего, овечьего, кобыльего, верблюжьего), 150—200 г животного масла и еще поварить 5—10 минут. Посолить. При желании добавить лавровый лист, перец, гвоздику и мускатный орех. Разливать калмыкский чай следует в широкие пиалы, стараясь, чтобы туда не попадали листья и веточки чая.
Калмыкский чай, да еще с лепешкой — это уже не напиток, а настоящая еда. Например, монголы обязательно кладут туда для сытности еще лапшу или рис. Некоторые наши охотники и рыболовы весьма уважают сытный калмыкский чай, который заменяет им в отъезжем поле другие похлебки.
Лесное угощение
Уезжая из города на рыбалку или на охоту (под предлогом добычи) или просто «на природу» (на дачу или на шашлыки), люди на самом деле хотят сменить привычную обстановку, прервать изматывающий каждодневный ритм городской жизни, то есть, попросту говоря, отдохнуть от привычной городской суеты. На работе и дома мы по нескольку раз в день пьем чай (чаще в пакетиках) или кофе (чаще растворимый). Эти напитки стали для нас настолько привычными, что напитки другого вкуса уже воспринимаются как экзотика. Выезжая из асфальтового города «на природу», мы сразу же попадаем в царство трав. Мы ходим по траве, оставляя там свои следы, протаптываем тропинки, совершенно не задумываясь о том, что же за растения окружают нас. Точно так же, как мы не задумываемся о химическом составе воздуха, которым дышим. Обычно горожане совершенно ничего не знают про окружающие их травы. Для большинства все это лесное, луговое и придорожное разнотравье — просто безликая трава-мурава и бурьян. С другой стороны, горожане, плохо зная и совершенно не разбираясь в природной ботанике, горячо верят в некие мистические целебные свойства диких растений. Разочаровавшись в современной медицине (вернее, в тех ее представителях, с которыми приходится общаться), горожанин со своей болезнью мчится к различным травознаям — людям, которые все-все «знают про травы». С их помощью он надеется поправить пошатнувшееся здоровье. Это вполне объяснимо: с дохристианских времен, когда наши предки поклонялись языческим божествам, и вплоть до ХХ века главными врачевателями простого народа были деревенские знахари и знахарки (травы знают), ведуны и ведьмы (судьбу ведают), колдуны и колдуньи (чары творят). Как и в древние времена идут сейчас страдающие люди к ним, чтобы получить надежное лекарство. А от того, что идут они с горячей верой в чудодейственное зелье, лечение травами, действительно, часто помогает избавиться от недугов, перед которыми бессильна дипломированная медицина. Хотя следует заметить, что сельские жители, как раз, наоборот, с гораздо большим почтением относятся к «ученой» медицине, оснащенной непонятно-сложной (а потому и уважаемой!) аппаратурой, и прописанным (по-латыни!) рецептам на «химические» лекарства.
«Лесной чай». Так почему бы не дать отдохнуть нашим устоявшимся привычкам и, выезжая на охоту и рыбалку, не перейти к напиткам из диких растений? Здоровью это не повредит, а возможно, даже и укрепит его. При сборах на охоту можно не утруждать себя запасами привычного чая или кофе в надежде перебиться несколько дней долгожданного отдыха «лесным чаем». Конечно, люди консервативные никогда не изменят своим привычкам и на охоту возьмут чай и кофе любимых сортов. Слово «чай» здесь взято в кавычки. Строго говоря, собственно чаем можно называть только листья, собранные с чайного куста или дерева. Напиток, который приготовлен из других растений, лучше бы называть отваром или взваром. Называя лесной напиток «чаем», мы как бы невольно сравниваем его вкус со вкусом настоящего привычного чая. А этого делать не нужно! «Лесной чай» не может быть лучше или хуже привычного чая — это просто другой напиток! «Чай» лесного сбора полезнее и вкуснее обычного чая уже потому, что мы пьем его в хорошем настроении среди друзей, отдыхая возле костра. Вовсе не наличие биологически активных веществ, не лечебная польза, а лишь оригинальный вкус и аромат — главное в «лесном чае». Напиток с запахами леса и дыма костра из простой кружки всегда кажется вкуснее самого лучшего чая, разлитого в чашки дорогого фарфора в городской квартире. Пусть не была добычлива охота или рыбалка, но если вам удалось попить горячего «чаю» на берегу тихой реки, посидеть и поговорить с друзьями, можно считать, что ваша поездка удалась.
Отправляясь ранним утром в поход за грибами, совсем нелишне захватить с собой маленький (солдатский) котелок. В полдень, когда уже устанешь, хорошо разжечь маленький костерок-теплинку, заварить на нем «лесной чай» и приготовить шашлычок, нанизав на прутики шляпки грибов, чередуя их с салом (вкуснее всего получаются белые и рыжики). Сидя у костерка, можно пересортировать собранные грибы, выбросив негодные, которые сгоряча положил в кузовок в начале похода. Старые грибы лучше не вываливать кучей на землю, а нанизать на сучки ближайший деревьев, как это делают белки. Потом ветер разнесет споры по лесу, глядишь, здесь образуется новая урожайная грибница. Пока перебираешь грибы и пьешь ароматный чай, следует снять сапоги и просушить портянки. Вот так сидишь в светлом лесу в одиночестве босиком и попиваешь лесной чаек. Полная медитация! Это и есть чайная церемония по-русски, которая учит нас находить прекрасное в самом обыденном.
«Правильных» рецептов приготовления «лесного чая» не бывает. Что толку советовать заваривать оптимальный набор диких растений с точки зрения содержащихся в них витаминов, ферментов, пектинов и других «полезностей»? Что есть под рукой, то и кладем в котелок! Но все, же существует опыт и традиции в деле приготовления «лесного чая». Наиболее приятный вкус приобретает лесной напиток, если туда положить листья с ягодников — малины, ежевики, земляники, брусники, то есть с тех ягодников, которые растут поблизости от походного стана. Не только ягоды, но и листья, и стебли ягодных кустов набирают приятные на вкус и полезные для здоровья вещества. Например, листья малины содержат витамина С в 10 раз больше, чем ягоды. Считается, что брусничный лист накапливает больше «пользы» к осени. А листья земляники, наоборот, следует рвать, когда она еще цветет. В «лесной чай» кладут и разные травы. Большим уважением у охотников и рыболовов пользуется мята, которую можно найти в тенистых прибрежных зарослях. Холодящий вкус мяты приятно освежит в жаркий летний день. Буйно растет на гарях и вырубках кипрей или «иван-чай». Собирают кипрей во время цветения в июне-июле. Из этого растения раньше изготавливали так называемый «копорский чай»: лукавые чаезаводчики подмешивали кипрей к настоящему чаю для большего веса. Говорят, чаще всего это делали в селе Копорье под Петербургом. Такой «чай с подмесом» внешне не отличить от настоящего, но вкус уже, конечно, не тот. «Копорское крошево и кисло и дешево» (В. И. Даль). Приятный по вкусу «чай» можно заварить из душицы, родственницы мяты. Если мята предпочитает прохладную тень лесного полога, то душица растет на солнечных полянах. На казачьем Дону душицу традиционно предпочитают настоящему чаю. Часто вместе с душицей в «чай» добавляют немудреную жесткую травку — чабрец. Степной чабрец — пахучее низенькое растение-ползунец с мелкими розоватыми цветочками, он предпочитает песчаные пригорки. Кладут в «лесной чай» встречающийся вдоль лесных дорог зверобой. Хорош в заварке душистый донник. В Сибири низкосортному чаю предпочитают заваривать таволгу. Совсем неплохо добавлять в «чай» цветы липы и шиповника, только их надо обязательно предварительно подсушить, расстелив на солнце. Когда вы идете в лес, возьмите с собой какой-нибудь пакетик-мешочек. В одном месте попадется малина, в другом — брусника и черника. Где-то будет сорвана гроздь спелой рябины, где-то – ягоды шиповника. На солнечной поляне попалась душица. Собирать травы следует в сухую погоду, когда уже сошла роса, избегая запыленных мест. Потом заварите этот «сбор» в котелке и попробуйте, какой получился «чай». Наверняка он понравится, а потому пойдет на пользу.
«Лесной чай» готовится просто. Листья с ягодников и собранные травы перебрать, очистить от мусора и положить в кипящую воду. Кипятить 5—10 минут, снимая с поверхности набежавшую пену, дать отвару настояться под плотной крышкой 10—15 минут. Грубые растения и корни следует класть в холодную воду, доводить до кипения и на медленном огне держать около 10 минут, потом дать «чаю» немного постоять под крышкой. Если заваривать только что сорванные листья, цветы и травы, «лесной чай» неизбежно будет отдавать «травой», то есть иметь вкус свежескошенного сена. Вкус «лесного чая» значительно улучшится, станет более благородным, если заваривать высушенные растения или хотя бы немного (2—3 дня) подвяленные на солнце. Чтобы в кружки не попадала труха, рекомендуется заваривать лесной сбор (особенно высушенные растения) в просторном марлевом мешочке. Сколько в котел класть «лесной заварки» и следует ли пить «лесной чай» с сахаром — дело вкуса. Кстати, сахар на рыбалке может заменить сладкий корень солодки (лакрицы). Куст солодки обычно имеет высоту около метра, по виду несколько похож на шиповник, только без колючих шипов. Солодку следует искать по крутому берегу. Там, найдя куст, растущий у самого обрыва, можно обрушить землю и извлечь без всякой лопаты длинный (до метра) светлый корень, очистить его от земли, промыть, нарезать, положить в холодную воду, довести до кипения, снять пену и варить 20—30 минут. И в этом сладком отваре заварить набор душистых листьев для «лесного чая».
Сбитень. Раньше на Руси чай-кофе не пили, летом в ходу был квас, а в холод — горячий сбитень. Позже сбитень был начисто вытеснен привозным чаем. «Ныне уж нет сбитню, а все чаек. Уже не просят на водку, а просят на чай», — говаривали в трактире в середине XIX века степенные крестьяне, приехавшие на ярмарку. Рецептов приготовления сбитня множество, но отличаются они лишь в нюансах. Общее в приготовлении сбитня: завариваются разные душистые травы, чаще всего зверобой, шалфей, душица, таволга, мята. Добавляется мед или патока (сахара в древности не было) и иноземные пряности — корица, гвоздика, имбирь. Все это кипятится- настаивается, и этот горячий напиток пьют озябшие люди. Фактически сбитень — это «лесной чай», сдобренный заморскими пряностями. Так что если кому-то «лесной чай», заваренный только на диких травах, покажется на вкус слишком грубым, его можно облагородить, добавив пряных специй, и назвать «сбитнем». А если добавить в горячий сбитень водки (в меру!), а еще лучше рома или коньяка, получится один из вариантов пунша (грога), который хорошо отогреет душу продрогшего человека.
Чага. Это — грибной нарост на березах в виде твердой губки. Чагу часто путают с другим грибом, растущим на березовых стволах и пнях, — пестрецом (заячником). Но пестрец более мягкий и светлый. Он считается съедобным грибом, про него В. И. Даль писал: «Стар пестрец, а юшка сладка». Время от времени напиток из чаги входит в моду и считается панацеей от множества заболеваний, даже от онкологических. Настой из чаги приготавливают следующим образом: срезанный гриб тщательно промывают (со щеткой), заливают горячей водой (на 1 кг чаги 3 литра воды) и оставляют на ночь настаиваться. Затем гриб извлекают и измельчают (ножом, на терке, через мясорубку). Настой, где отмокал гриб, процеживают, нагревают до появления легкого пара (не выше 50—60 градусов) и опускают туда измельченную чагу. Настаивают еще 2—3 суток, процеживают через марлю, отжимая осадок. Пьют по стакану три раза в день, ожидая скорого улучшения здоровья. Лучше заваривать не сырую, а высушенную чагу, взятую зимой или ранней весной до начала сокодвижения в березе. Чагу сушат в духовке как и обычные грибы, то есть при температуре 50—60 градусов, не пересушивая. Врачи говорят, что нельзя одновременно с настоем чаги принимать антибиотики, а пища в этот период должна быть преимущественно молочно-растительная.
Таежный бальзам. У сибирских охотников (а также у «зеков») пользуется уважением настой хвои (сосны, ели, лиственницы) как надежное средство против авитаминоза и цинги. Такой напиток не очень вкусен, но чрезвычайно полезен, особенно на исходе зимы, когда особенно ощущается недостаток витаминов, появляется вялость и быстрая утомляемость.
Свежую хвою следует отделить от веток, промыть, порубить ножом из нержавеющей стали (чтобы лезвие не потемнело), растолочь в котле деревянной толкушкой, заварить крепким кипятком (на 1 кг хвои 5—6 литров воды) и оставить на ночь настаиваться. Пить следует по стакану три раза в день, лучше горячим. Для улучшения вкуса этого полезного напитка (пить его без отвращения невозможно) следует добавить одну-две горсти ржаной муки (лучше смолотого пророщенного ржаного зерна — солода), 1—2 стакана сахара и 30—50 г дрожжей. Нелишне бросить в напиток пахучих растений, например, мяты, душицы или ветки смородины. Пусть все это перебродит 2—3 дня, после чего пить этот хвойный квас.
Березовый сок. Одна из приятных сторон весенней охоты — посетить светлый просыпающийся от зимнего сна лес и попить березового сока. Припасть губами к надрезу коры и пить, пить чуть сладковатую влагу. Пока поджидаешь на вечерней тяге долгожданного вальдшнепа, можно подставить под падающие с березы капли какую-нибудь баночку, а после отметить открытие весенней охоты стаканчиком воспетого в русских песнях березового сока. По тому, как весной идет березовый сок, можно определить характер погоды приближающегося лета. Верная примета: если береза «плачет» обильно, лето будет холодным и дождливым, а если березовый сок идет плохо, лето должно быть сухим и жарким. Вспоминаю, как в засушливом 1972 году, когда вся Москва летом была затянута дымом возгоревшихся близлежащих торфяников, береза той весной не давала ни капли сока. Ровно через 30 лет — лето 2002 года — тоже прошло под знаком «великая сушь», и тоже весной не было березового сока. Если повезет и появится возможность попасть на весеннюю охоту на несколько дней, следует воспользоваться этим и устроить полезную для организма процедуру: выпивать три раза в день по стакану свежесобранного березового сока. Врачи утверждают: если так делать в течение десяти дней (а лучше в течение двух недель), это нормализует обмен веществ, выводит шлаки из организма и способствует работе почек не хуже минеральных вод знаменитых бальнеологических курортов.
Свежий березовый сок не может долго стоять. Даже если хранится в прохладном месте, через 2—3 дня он мутнеет и закисает. И в этом случае следует ему «помочь» перебродить: размочить в 3-х литрах сока полбуханки ржаного хлеба, через двое-трое суток процедить и пить как березовый квас. А если добавить к закисшему соку сахара и дрожжей (на 3 л сока — 1 стакан сахара и полпачки дрожжей), то через неделю можно пробовать чуть хмельное березовое вино.
Как только на березе лопнут набухшие почки, движение березового сока прекращается. Прощай, березовый сок, до следующей весенней охоты! Существует еще такая примета: если береза раньше опушится зеленым листом — жди сухого лета, а если раньше зазеленеет ольха, то жди, что все лето будут лить дожди.
Ягодный морс. Этот напиток можно быстро приготовить в походных условиях из любых свежих ягод. Вкусный (к тому же и полезный) морс получится из клюквы, но можно приготовить морс из любых сочных ягод. Ягоды размять в кастрюле деревянной толкушкой, залить мезгу кипятком и варить не более 3—5 минут. Дать настояться не менее 30 минут, сок отцедить, добавить сахара (меда) и поставить охладиться, а мезгу выбросить. Более экономный способ — ягодную мезгу хорошенько отжать через марлю в приготовленный морс. Отжатую мезгу опять залить кипятком и варить 15—20 минут, процедить и соединить с первой порцией морса. Для особого вкуса в морс можно добавлять пряные специи (ваниль, корицу, гвоздику) и душистые травы (мяту, душицу, полынь, чабрец), но делать это очень осторожно, чтобы не «убить» натуральный ягодный вкус морса. На три литра воды: 1—2 стакана свежих ягод, 2—3 ст. л. сахара (меда).
Квас. Квас стоит того, чтобы употреблять его как можно чаще: он не только вкусен, но и полезен для здоровья. Жарким летом на рыбалке он просто незаменим. Недаром русская пословица гласит: «Русский квас много народу спас». Вспомните, как писал Пушкин о жизни простой (хоть и дворянской) семьи Лариных в «Евгении Онегине»: «Им квас как воздух был потребен...» Наличие кваса на столе всегда было признаком благополучия семьи и устроенности в доме: «У каждого крашены ставни, по праздникам мясо и квас...» (Сергей Есенин, поэма «Анна Снегина»). К сожалению, в последние годы квас вытесняется другими прохладительными напитками, благодаря навязчивой их рекламе.
Самостоятельно можно приготовить квас из созревших ягод, собранных вблизи походного стана. В июне — из земляники, в июле — из черники и малины, в августе — из ежевики, голубики и брусники, в сентябре — из клюквы, в октябре — из рябины. Были бы дрожжи!
Приводим простой рецепт кваса — из клюквы. Клюкву размять в котелке, залить мезгу холодной водой, довести до кипения, варить 3—5 минут, процедить, насыпать сахар и охладить. Отдельно заварить кипятком свежую мяту, дать постоять 1—2 часа, процедить и соединить с клюквенным соком. Добавить дрожжи и поставить на 2—3 дня в темное прохладное место, после чего перебродивший пенистый квас можно ставить на стол. Вместе с дрожжами хорошо бы в квас добавить изюма.
На 6 литров воды (5 — на клюкву, 1 — на мяту): 1 кг клюквы, 1 стакан нарезанной мяты, 1—2 стакана сахара, 30—50 г дрожжей, 1—2 ст. л. изюма. Таким способом можно приготовить квас из любых ягод.
Косов Евгений Васильевич.
Источник: http://www.ohot-prostory.ru/index.php?o ... ew&id=1680


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 85 ]  На страницу Пред.  1 ... 5, 6, 7, 8, 9

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB